РЖД4 Высокоскоростные магистрали в России

From Supply Chain Management Encyclopedia

Revision as of 04:40, 15 December 2011 by Krotov (Talk | contribs)
Jump to: navigation, search

English: RZD4 High-Speed Railways in Russia

Источник: Открытое Акционерое Общество (ОАО) "РЖД" Российские железные дороги

В России начинает развиваться высокоскоростной железнодорожный транспорт. В 2006 году была запущена программа по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей до 2020 года. Целью программы является повышение скорости российских пассажирских поездов и улучшение сервиса. Это необходимо для противостояния нарастающей конкуренции со стороны воздушного и автомобильного транспорта.

План имеет три этапа:

  • Увеличить скорость пассажирских поездов дальнего следования на маршрутах протяженностью более 700 км до 70-90 км/ч (маршруты, обслуживаемые поездами со спальными местами)
  • Организовать скоростное железнодорожное сообщение между основными региональными центрами, чтобы время движения в пути не превышало 7 часов (маршруты обслуживаются поездами со скоростью движения от 160 км/ч до 200 км/ч)
  • Организовать скоростное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой и между Москвой и Адлером (маршруты обслуживаются поездами со скоростью движения до 300 км/ч)

В настоящее время в России существует две линии высокоскоростного сообщения. Они обслуживаются поездами «Сапсан», курсирующим между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом, и «Аллегро», осуществляющим сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Contents

ОАО "РЖД" Российские Железные Дороги

Открытое Акционерное Общество «РЖД» Российские Железные Дороги –государственное предприятие, железнодорожный оператор. «РЖД» является одной из крупнейших транспортных компаний в мире. Количество сотрудников превышает 1,3 мил.[1], и по этому показателю компания занимает в России второе место после государства. В России «РЖД» является монополией. Головной офис находится в Москве. Общая протяжённость железнодорожной сети составляет 85 000 км, что делает её второе наибольшей сетью в мире после США[2].

РЖД осуществляет 42,3% общероссийских грузовых перевозок (включая трубопроводы) и более 32,7% пассажирских перевозок. Компания располагает активами, общая стоимость которых превышает 3 190 млрд. руб. По показателю выручки (более 1 195 млрд. руб. на 2010 г.) компания занимает четвёртое место в России. Подвижной состав, принадлежащий РЖД, включает более 20 000 пассажирских локомотивов и более 1 026 000 грузовых составов.

В России, с её суровым климатом, огромными расстояниями и ограниченными возможностями строительства дорог, РЖД играет жизненно-важную роль. Развитая и эффективная железнодорожная система является решающим фактором в процветании страны. Пути соединяют 81 из 83 регионов России и практически все главные города.

Высокоскоростные Железнодорожные Магистрали

ОАО Скоростные Магистрали – дочернее предприятие РЖД, созданное для развития в России высокоскоростных железнодорожный линий[3]. В настоящее время основным проектом компании является создание магистрали ВСМ1, выделенной линии движения между Санкт-Петербургом и Москвой.

Программа структурных изменений

Программа структурный изменений в железнодорожном секторе была принята в 2001 году[4] и обозначила стратегические цели для всей индустрии. Программа была разработана представителями индустрии, связанными с ними министерствами и агентствами, а также консультантами компаний Arthur Andersen и McKinsey.

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г. предусматривает внедрение высокоскоростных магистралей в транспортную сеть России. РЖД концентрируется на использовании географического положения России для полной интеграции в Европейскую транспортную сеть. Целью программы является улучшение эффективности и рентабельности железнодорожных перевозок и создание условий для модернизации через инвестиции. Программа также подготавливает РЖД к конкуренции с частными транспортными компаниями через частичную приватизацию дочерних предприятий.

История создания высокоскоростных поездов в СССР и в России

Источник: Открытое Акционерое Общество (ОАО) "РЖД" Российские железные дороги

Первый в СССР высокоскоростной поезд «Аврора» обслуживал линию Ленинград - Москва в 1960-е годы. Этот поезд курсировал днём и развивал на некоторых участках скорость 160 км/ч. Дальнейшее увеличение скорости было затруднено тем, что между городами осуществлялось частое грузовое и пригородное движение. Исследование, проведённое в 1969–1974 гг. по заказу Министерства Путей сообщения, показало, что для увеличения эффективности перевозок необходима специализация линий.

В 1974 г. Рижский вагоностроительный завод выпустил рассчитанный на 200 км/ч электропоезд ЭР200. Испытания поезда прошли успешно и были завершены уже через два года, однако ЭР200 ещё 8 лет не эксплуатировался на регулярной основе, так как из-за него приходилось часто изменять график движения других составов. ЭР200 стал курсировать в 1984 г. раз в неделю между Ленинградом и Москвой. Он покрывал расстояние в 650 км за 4 часа 38 минут, развивая скорость 200 км/ч только на 10% линии. Столь неэффективная эксплуатация была объяснена тем, что при увеличении высокоскоростных участков на каждый ЭР200 пришлось бы снимать с графика 12 пар других поездов. Эксплуатация ЭР200 закончилась в 2009 г. в связи с приобретением РЖД более современного поезда «Сапсан».

Разработка высокоскоростных поездов продолжалась и после распада СССР. В «Научном проекте по комплексному исследованию системы высокоскоростного экологически чистого транспорта» (1990) подчеркивалась высокая рентабельность, эффективность, безопасность и наименьшее негативное влияние таких поездов на окружающую среду по сравнению с другими транспортными средствами. Все разработки производились с учётом иностранного опыта, однако ни один проект не был удачно завершён, и судьба высокоскоростных российских поездов оказалась печальна.

В 1997 г. Коломенский завод выпустил два электровоза ЭП200, спроектированных для развития скорости 200 км/ч. Оба экземпляра отправили на доработку, но впоследствии вернули на завод и списали в 2009 г. Одним из ключевых недостатков этих поездов стало отсутствие микропроцессорного управления и соответствующего программного обеспечения.

Второй проект, электропоезд «Сокол» создавался группой российских предприятий на протяжении семи лет. Опытный образец, законченный в 2000 г., мог развиваться скорость до 250 км/ч. Однако запустить поезд в эксплуатацию помешало значительное количество недостатков, поставивших безопасность движения под угрозу. Поэтому "Сокол" также отправили на доработку. После 2002 г. проект прекратили финансировать, и поезд передали в учебные заведения в качестве учебного пособия. Среди причин заморозки проекта называлось и то, что «Сокол» требовал дополнительных временных и материальных затрат для организации обслуживания состава, в то время как иностранные производители предлагали приобрести поезда вместе с соответствующей системой. Стоимость «Сокола» составила, по разным оценкам, от $32,5 до $75 миллионов.

Следует отметить тот факт, что причинами неудач российских проектов по строительству высокоскоростных поездов являются не только недостаток финансирования и ошибки планирования, но и общее состояние железных дорог в России. Для того чтобы «Сапсан» начал курсировать с заявленной скоростью, следовало заново переложить весь железнодорожный путь от Санкт-Петербурга до Москвы. Поэтому перед конструкторами российских поездов также встаёт дополнительная проблема.

Высокоскоростной электропоезд “Cапсан” был разработан компанией Siemens c учетом российских особенностей. Поезд способен работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, а их салон — шире стандартного европейского почти на 30 см.

Изначально руководители компаний РЖД и Siemens подписали соглашение о совместной разработке и производстве 60 электропоездов; сумма этого контракта оценивалась в €1,5 млрд. Выпускать поезда предполагалось в России на специально созданном совместном предприятии. После смены руководства компании РЖД условия договора так же были изменены. К маю 2006 г. количество закупаемых поездов было уменьшено до 8, в то время как сумма контракта снизилась до €600 млн. От идеи производства поездов в России и вовсе отказались.

Cапсан

Высокоскоростной электропоезд “Cапсан” был разработан компанией Siemens c учетом российских особенностей. Поезд способен работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, а их салон — шире стандартного европейского почти на 30 см.

Изначально руководители компаний РЖД и Siemens подписали соглашение о совместной разработке и производстве 60 электропоездов; сумма этого контракта оценивалась в €1,5 млрд. Выпускать поезда предполагалось в России на специально созданном совместном предприятии. После смены руководства компании РЖД условия договора так же были изменены. К маю 2006 года количество закупаемых поездов было уменьшено до 8, в то время как сумма контракта снизилась только до €600 млн. От идеи производства поездов в России и вовсе отказались[5][6].

Проект движения скоростных поездов “Cапсан” был запущен в декабре 2009 года, когда началось регулярное сообщение на линии Санкт-Петербург-Москва. В связи с этим было изменено расписание поездов на Главном ходу Октябрьской железной дороги, ликвидирован дневной бюджетный поезд 23/24 и ряд электропоездов пригородного сообщения. Данная отмена отставила жителей Тверской и Новгородской области без дневного сообщения с Санкт-Петербургом и Москвой. После поступления жалоб у ряда поездов были введены дополнительные остановки в этих регионах.

В июле 2010 года был запущен первый скоростной поезд по маршруту Нижний Новгород-Москва-Санкт-Петербург. В сентябре 2011 года появилась информация о том, что поезда 173/174 и 175/176 следованием Санкт-Петербург — Нижний Новгород будут выведены из расписания с конца октября 2011 г. Официальной причиной данного решения была оглашена техническая невозможность одновременного приема двух скоростных поездов на Курский вокзал Москвы . Однако, эксперты сходятся во мнении, что вывод поезда из расписания связан с низким пассажиропотоком, причина которого кроется в ошибках менеджмента компании . Некоторые специалисты также считают, что запуск поезда “Cапсан” на данном направлении объясняется исключительно желание улучшить имидж в компании ОАО «РЖД», так как по техническим характеристикам поезд «Буревестник» может следовать с аналогичными скоростями. При этом стоимость билета составляла 500 рубей, что втрое дешевле билета на “Cапсан”. Более того, после ввода в эксплуатацию поезда “Cапсан” поезд “Буревестник” был переведен в разряд скоростных и стоимость билетов была увеличена примерно в 2 раза.

За первые полгода эксплуатации поезда под его колесами погибло 5 человек. Происшествия объясняются сокращением числа переходов через линию железной дороги в связи с запуском скоростного поезда и невозможностью узнать о приближении поезда издали из-за его бесшумности. Другие проблемы, связанные с эксплуатацией поезда, объясняются тем, что его движение организовано по общим с обычными поездами железнодорожным путям. Для решения данных проблем было объявлено о решении о строительстве первой в России специализированной высокоскоростной железнодорожной трассы Москва — Санкт-Петербург. Скорость поездов на новой трассе сможет достигать 400 км/ч. Окончание строительства запланировано на 2017 год .

Аллегро

Источник: Открытое Акционерое Общество (ОАО) "РЖД" Российские железные дороги

Проект движения скоростных поездов по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки был запущен в декабре 2010 г. под управлением совместного российско-финского предприятия Oy Karelian Trans LTD. Предприятие является собственностью ОАО «РЖД» (50%) [7] и финской государственной компании VR-Yhtyma Oy (50%). Введение данного проекта в эксплуатацию позволило сократить время в пути по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки с 6,3 до 3,5 часов [8]. На текущий момент (15/12/2011) поездами Allegro с момента запуска рейсов перевезено более 300 тыс. пассажиров [9]

При запуске проекта, в отличие от ситуации с Sapsan, было учтено движение электричек и грузовых поездов по магистрали (не было произведено отмены маршрутов электричек). Несмотря на это, внешние аналитики считают [10], что РЖД нужно отказаться от обоих проектов, так как они используют магистрали традиционных маршрутов пассажиро- и грузоперевозок, либо построить для них отдельные скоростные магистрали. Представители компании утверждают, что сейчас проводится подготовка к тендерному отбору для строительства отдельной скоростной магистрали для Sapsan; для маршрута Allegro введение отдельной магистрали не планируется, так как это требует больших инвестиций, а востребованность этого маршрута и заполняемость поездов не такая высокая, как для Sapsan.

Тем не менее, проект довольно успешен и востребован. Об этом свидетельствует увеличение количества рейсов поездов Allegro в 2 раза с мая 2011 г. (до 4 рейсов в каждом направлении ежедневно).

В августе 2011 г. руководство РЖД подняло вопрос о развитии маршрута движения поездов Allegro до Москвы [11]. Однако, при обсуждении этого предложения с финскими партнерами предложение было отклонено. Связано это было с тем, что маршрут Москва – Санкт-Петербург (обслуживаемый поездами Sapsan) пользуется большим спросом, а прибыль по проекту Allegro распределяется пропорционально количеству пассажиров, перевезенных на территории одной из двух стран . Иными словами, финская сторона опасается, что большую часть мест в поездах Allegro будут заполнять пассажиры участка Санкт-Петербург – Москва и основная часть прибыли проекта будет принадлежать российской стороне. Есть и другая причина трудности осуществления развития этого маршрута до Москвы. Дело в том, что движение высокоскоростных поездов Allegro в России было протестировано и сертифицировано только для участка Санкт-Петербург - Бусловская (пограничная станция границы Российской Федерации и Финляндии). Тестирование и сертификация дополнительного участка потребует новых инвестиций и много времени.

Следует отметить, что проект Allegro и развитие скоростного сообщения между Россией (Санкт-Петербург) и Финляндией (Хельсинки) играет важную роль в интеграции России в Европейское сообщество стран. На основе проекта Allegro руководство Ленинградской области и министерство иностранных дел Финляндии планируют построить систему упрощенного получения виз для граждан обеих стран. Также министерством иностранных дел Финляндии было принято решение разрешить гражданам России, следующим из России в Финляндию на поездах Allegro, находиться на территории Финляндии без визы в течение 3-ех дней.[12].

Дальнейшее развитие

Источник: Открытое Акционерое Общество (ОАО) "РЖД" Российские железные дороги

17 июня 2008 г. премьер-министр Владимир Путин подписал план стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. Это ратификация предыдущего плана, созданного с целью разработки скоростных и высокоскоростных железных дорог в России до 2020 г. Одной из ключевых задач в рамках этой стратегии было развитие скоростных (до 160 км/ч) и высокоскоростных (до 350 км/ч) пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Продлённый до 2030 г. план инвестиций и развития РЖД оценивается в 450 млрд. долл. США.

Стратегия разбита на два этапа: 2008-2015 гг. – инновационный этап:

  • ускоренная модернизация подвижного состава
  • повышение нижних ограничений скорости до 60 км/ч
  • увеличение скоростей в пассажирском сообщении на 15 км/ч
  • строительство 3,2 тысяч км железных дорог
  • электрификация 3 тысяч км железных дорог

2016-2030 гг. – динамичное расширение сети железных дорог:

  • строительство 22,3 тысяч км железных дорог
  • увеличение контейнерного транзита до 1 млн. контейнеров в год. (ibid)

Основными стратегическими задачами, которые должны быть выполнены в срок, являются:

  • Производство нового поколения быстрого и высокоскоростного подвижного состава
  • Выбор маршрутов для быстрых и высокоскоростных поездов
  • Обеспечение быстрого и скоростного движения на ключевых маршрутах в России
  • Создание технического оборудования для быстрых и высокоскоростных поездов
  • Обучение персонала для работы с быстрыми и высокоскоростными поездами

Программа включает в себя три основные задачи:

1. Увеличение скорости пассажирских поездов дальнего следования (более 700 км) до 70 - 90 км/час.

2. Установление скоростного железнодорожного сообщения после реконструкции существующих линий. Сообщение планируется установить между крупными региональными центрами, где время в пути не превышает 7 часов, используя поезда, развивающие скорость от 160 км/ч до 200 км/час.

Основные маршруты:

  • Санкт - Петербург - Бусловская;
  • Москва - Смоленск - Красное;
  • Москва - Нижний Новгород;
  • Москва – Курск;
  • Москва - Воронеж;
  • Москва - Калуга - Брянск - Суземка;
  • Москва - Ярославль;
  • Ростов - Краснодар;
  • Ростов - Минеральные Воды;
  • Краснодар - Минеральные Воды;
  • Новосибирск - Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Новокузнецк;
  • Екатеринбург - Челябинск;
  • Самара - Саранск, Пенза, Саратов;
  • Саратов – Волгоград;
  • Саратов - Мичуринск.

Приоритет имеют те города, которые будут принимать участие в Кубке Мира в 2018 г. Прежде всего, инвестиции будут направлены в железнодорожную систему высокой скорости, которая соединит Москву, Казань, Самару и Ульяновск. Первым этапом станет новая высокоскоростная линия между Москвой и Екатеринбургом на Среднем Урале. В настоящее время путь в 1 600 км занимает, по меньшей мере, 25 часов, но к 2018 г. это значение может сократиться до 7 часов. Инвестиции в этот проект составляют примерно 1,46 трлн. рублей. Линия Москва-Екатеринбург соединит 9 федеральных округов и имеет потенциал внести вклад в региональное развитие и стимулирование экономической активности.[13]

Согласно стратегии на 2030 г., в течение следующих двух десятилетий количество высокоскоростных железнодорожных путей в России вырастет почти в 17 раз - с нынешних 650 км до 10 887 км. Кроме того, имеются планы по строительству дополнительных путей для обслуживания грузовых, пассажирских и пригородных поездов, оставляя специальные линии специально для скоростных поездов.

Развитие скоростного и высокоскоростного транспорта требует значительных технических и финансовых ресурсов, обновлений и изменений в железнодорожной инфраструктуре, создания автоматизированных систем управления и расширения централизованного контроля.

У России нет достаточного опыта для самостоятельной реализации проекта, и поэтому необходимо искать зарубежных партнеров.

3. Организация высокоскоростных железнодорожных путей, на которых поезда могут развивать скорость до 350 км/ч:[14]

  • Санкт-Петербург - Москва
  • Москва – Адлер

Что касается планов связать Москву со вторым по важности городом России, Санкт-Петербургом, то директор филиала высокоскоростных поездов РЖД, Денис Муратов заявил: "Мы планируем построить 659 км высокоскоростных железных дорог из Москвы в Санкт-Петербург с возможной скоростью до 400 км/ч."[15] Компания инвестирует 73 млрд. рублей в этот проект. Срок окупаемости проекта 'Высокоскоростные железнодорожные линии’ составит 30 лет и принесет 3 800 млрд. рублей.

Объекты РЖД для Сочи-2014

Источник: Открытое Акционерое Общество (ОАО) "РЖД" Российские железные дороги

Правительство Российской федерации пригласило РЖД на проектирование и строительство объектов для XXII Олимпийских зимних игр и XI Парприалимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.

Первым объектом в Государственной программе строительства в Сочи будут грузовые подъемники. Два подъемники могут обрабатывать 14 710 000 тонн груза в год, что является достаточным для снабжения необходимыми материалами всех олимпийских объектов в стадии строительства.

Основной проект РЖД представляет собой комбинированные 48 км шоссе и железной дороги, которые связывают Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Новая высокоскоростная горная линия общей протяженностью 37 км пройдёт по 11 туннелям. Комбинированная дорога доставит участников и зрителей на площадки Олимпийских и Паралимпийских игр.

Новые комфортабельные электропоезда РЖД "Ласточки" доставят участников и зрителей на Игры. В поездах будут оборудованы специальные места для инвалидов, широкие стойки и табло. Путешествие от Адлера до Красной Поляны займет менее получаса.

Новые линии увеличат пассажиропоток из Туапсе в Адлер. Дополнительные 30 км путей будут построены на расстоянии 103 км. Это позволит увеличить пропускную способность линии с 54 пар поездов в 2008 г. до 70 пар в 2011 г. Время в пути будет сокращено на 50 минут.

Новые линии железной дороги Сочи - Адлер - аэропорт Сочи облегчит перевозку пассажиров в город. 60% всех прибывающих по воздуху на Олимпийские игры отправятся в город по железной дороге.

Пропускная способность железнодорожной станции будет существенно увеличена к 2014 г. В Сочи она удвоится - до 25 000 пассажиров в час, а в Адлере она увеличится в пять раз - до 20 000 пассажиров в час.[16]

References

  1. RZD. FAQ Social Policy (2011), http://eng.rzd.ru/isvp/public/rzdeng?layer_id=3290&STRUCTURE_ID=4119&id=2225
  2. Federal State Statistics Service. Operational length on railway (2008), http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/03-01.htm
  3. RZD HSRail. About (2011), http://www.eng.hsrail.ru/about/
  4. RZD. Reform (2011), http://eng.rzd.ru/isvp/public/rzdeng?STRUCTURE_ID=23
  5. Приложение к газете "Коммерсантъ", №239 (4294), Железные дороги набирают скорость(22.12.2009), http://www.kommersant.ru/doc/1292160
  6. Транспорт № 01-02, ‘’Скорость и радость’’(2010),http://www.indpg.ru/transport/2010/01-02/29800.html
  7. Информационный портал РЖД-Партнер. Финляндия выступает против продления маршрута скоростного поезда "Аллегро" до Москвы (2011), http://www.rzd-partner.ru/news/2011/10/26/370713.html
  8. РИА Новости. РЖД в 2 раза увеличивает число рейсов Allegro в направлении Хельсинки (2011), http://ria.ru/society/20110407/361922515.html
  9. Информационный портал РЖД-Партнер. Поездами «Аллегро» за год перевезено более 300 тыс. пассажиров (2011), http://www.rzd-partner.ru/news/2011/12/12/372115.html
  10. Business FM. РЖД рекомендуют отказаться от «Сапсана» и «Аллегро» (2011), http://businessfm.bfm.ru/news/2011/12/13/rzhd-rekomendujut-otkazatsja-ot-sapsana-i-allegro.html
  11. Информационный портал РЖД-Партнер. РЖД планируют развить маршрут движения поезда Allegro до Москвы с заходом на Ладожский вокзал Петербурга (2011), http://www.rzd-partner.ru/news/2011/08/03/368189.html
  12. Информационный портал Dosr.ru. Билет на поезд Аллегро заменит трехдневную визу (2011), http://www.dost.ru/news/oid_11597734-6bdb-4c15-9175-a6474cf08cc5
  13. RZD. Technologieshub für Russische Bahn (2011), http://www.wirtschaftsblatt.at/archiv/technologieschub-fuer-russische-bahn-476725/index.do
  14. RZD. High-speed trains(2011), http://eng.rzd.ru/isvp/public/rzdeng?STRUCTURE_ID=4054
  15. RZD. Russian Railways gathering speed(2011), http://rt.com/business/news/rzhd-high-speed-train-241/
  16. RZD. Gateway to the future: Sochi 2014
Personal tools
Our Partners