ABC, XYZ classification

From Supply Chain Management Encyclopedia

(Difference between revisions)
Jump to: navigation, search
Line 1: Line 1:
-
ABC классификация
+
'''ABC классификация'''
 +
 
В случае управления многими продуктами используются специальные техники, причем к разным продуктам могут применяться различные модели управления запасами. Целью использования такой политики является повышение общей эффективности  управления запасами при заданном уровне сервиса<ref> Bowersox D.J., Closs D.J. Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process, McGraw-Hill, New York, 1996
В случае управления многими продуктами используются специальные техники, причем к разным продуктам могут применяться различные модели управления запасами. Целью использования такой политики является повышение общей эффективности  управления запасами при заданном уровне сервиса<ref> Bowersox D.J., Closs D.J. Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process, McGraw-Hill, New York, 1996
.</ref>, <ref>Ramamurthy P. Operations Research - New Age International, 2007..</ref>. Различные системы управления запасами требуют различных трудозатрат. В многопродуктовых системах целесообразно соотнести модели с высокими трудозатрами для  категории продуктов, наиболее важных для компании. Следовательно, существенным вопросом является классификация товаров по категориям со сходными признаками. Такую классификацию называют классификацией ABC. Для такой классификации используются различные параметры, например: скорость потребления, объем продаж, стоимость запасов и т.д. Наиболее важные товары относят к группе А, следующие – к группам В и С по убыванию. Существуют различные способы распределения товаров по группам, одним из них является правило Парето (или принцип 20/80). В соответствии с правилом в категорию А относятся товары, которые приносят 80% выручки. К категории В могут относится следующие 50%, а в категорию С – все оставшиеся. Обычно для классификации товаров используются три типа, однако в некоторых случаях компании используют 5 и более групп. Пример ABC классификации товаров по объему продаж представлен в таблице 1:
.</ref>, <ref>Ramamurthy P. Operations Research - New Age International, 2007..</ref>. Различные системы управления запасами требуют различных трудозатрат. В многопродуктовых системах целесообразно соотнести модели с высокими трудозатрами для  категории продуктов, наиболее важных для компании. Следовательно, существенным вопросом является классификация товаров по категориям со сходными признаками. Такую классификацию называют классификацией ABC. Для такой классификации используются различные параметры, например: скорость потребления, объем продаж, стоимость запасов и т.д. Наиболее важные товары относят к группе А, следующие – к группам В и С по убыванию. Существуют различные способы распределения товаров по группам, одним из них является правило Парето (или принцип 20/80). В соответствии с правилом в категорию А относятся товары, которые приносят 80% выручки. К категории В могут относится следующие 50%, а в категорию С – все оставшиеся. Обычно для классификации товаров используются три типа, однако в некоторых случаях компании используют 5 и более групп. Пример ABC классификации товаров по объему продаж представлен в таблице 1:

Revision as of 20:27, 6 February 2015

ABC классификация

В случае управления многими продуктами используются специальные техники, причем к разным продуктам могут применяться различные модели управления запасами. Целью использования такой политики является повышение общей эффективности управления запасами при заданном уровне сервиса[1], [2]. Различные системы управления запасами требуют различных трудозатрат. В многопродуктовых системах целесообразно соотнести модели с высокими трудозатрами для категории продуктов, наиболее важных для компании. Следовательно, существенным вопросом является классификация товаров по категориям со сходными признаками. Такую классификацию называют классификацией ABC. Для такой классификации используются различные параметры, например: скорость потребления, объем продаж, стоимость запасов и т.д. Наиболее важные товары относят к группе А, следующие – к группам В и С по убыванию. Существуют различные способы распределения товаров по группам, одним из них является правило Парето (или принцип 20/80). В соответствии с правилом в категорию А относятся товары, которые приносят 80% выручки. К категории В могут относится следующие 50%, а в категорию С – все оставшиеся. Обычно для классификации товаров используются три типа, однако в некоторых случаях компании используют 5 и более групп. Пример ABC классификации товаров по объему продаж представлен в таблице 1:

Таблица 1. ABC классификация

Stage5ABC rus.png

XYZ классификация

XYZ классификация проводится для анализа уровня неопределенности спроса. В качестве меры неопределенности используется коэффициент вариации (отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднему значению). Для распределения по категориям X, Y и Z все виды продукции ранжируются по возрастанию коэффициента вариации. Предположим, что известен спрос на каждый из видов продукции по месяцам. Обобщенный алгоритм XYZ анализа имеет следующий вид: 1. Для каждого вида продукции найти среднее значение спроса в месяц:

 ,

где – спрос на продукцию в месяц , . 2. Для каждого вида продукции найти стандартное отклонение спроса для заданного периода ( месяцев) по следующей формуле:

3. Для каждого вида продукции найти значение коэффициента вариации спроса по следующей формуле:

.

4. Провести сортировку всех видов продукции в порядке возрастания коэффициента вариации (формирование ранжированного списка) 5. Провести XYZ классификацию по следующему правилу, таблица 2: Таблица 2. XYZ классификация

XYZ1 rus.png

Нетрудно заметить, что при таком способе классификации одна или несколько категорий могут остаться пустыми. В таблице 2 представлена классификация по абсолютному значению коэффициента вариации. Альтернативным вариантом является классификация по относительному значению. Например, к категории X относятся первые 20% товаров в ранжированном списке, к категории Y – следующие 30% товаров в ранжированном списке, к категории Z – оставшиеся 50%.

Результаты XYZ анализа могут отличаться при расчете коэффициента вариации по дням и месяцам. Рассмотрим объемы продаж 10 видов автомобильных деталей по итогам 12 месяцев, таблица 3. Таблица 3. Объемы продаж Месяц Номер товара 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 20 124 249 124 76 1350 1776 725 316 251 2 44 127 236 71 56 1626 1161 449 537 457 3 35 120 235 113 73 1532 1983 468 106 49 4 78 122 232 105 62 1195 2546 139 646 275 5 37 126 247 84 69 1624 1164 304 297 187 6 50 120 243 109 81 1391 1512 234 467 73 7 49 128 233 121 53 1383 3399 505 585 500 8 92 126 244 98 83 1203 2087 600 357 447 9 25 128 244 118 73 1461 1900 844 227 53 10 23 129 237 75 77 1706 2748 774 764 107 11 62 123 245 109 68 1317 2923 649 121 454 12 14 125 246 106 86 1775 2711 752 216 245

44 124 240 102 71 1463 2159 536 386 258

22 2 5 16 9 182 681 217 203 163

51,8 2,4 2,4 16,3 13,9 12,5 31,6 40,5 52,6 63,3 Проведем ранжирование товаров по возрастанию коэффициента вариации и XYZ классификацию: Номер товара 2 3 6 5 4 7 8 1 9 10

2,4 2,4 12,5 13,9 16,3 31,6 40,5 51,8 52,6 63,3 Категория X Y Z

References

  1. Bowersox D.J., Closs D.J. Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process, McGraw-Hill, New York, 1996 .
  2. Ramamurthy P. Operations Research - New Age International, 2007..
Personal tools
Our Partners